Менеджмент качества

Система менеджмента качества

Конкурентные условия заставляют предприятия и организации все больше обращаться к качеству предоставляемых продукции и услуг. Требования, предъявляемые потребителями, и современные рыночные условия требуют у компаний наличия сертификата на систему менеджмента качества (СМК), соответствующую международным, отраслевым и/или российским стандартам.

Для многих организаций СМК стала «системой наведения порядка», основой всей системы управления компанией. Внедрение СМК можно рассматривать как наилучший фундамент для всех остальных проектов по улучшению деятельности.

Модели СМК

Систему менеджмента качества можно создавать на основе различных моделей, например:

  • в соответствии с требованиями международного стандарта качества ISO 9001;
  • на базе отраслевых стандартов:
  • IATF 16949 в автомобильной промышленности;
  • AS/EN 9100/9110/9120 в сфере авиакосмической промышленности;
  • IRIS в сфере железнодорожной промышленности;
  • ГОСТ РВ 0015-002 для поставщиков продукции для оборонного комплекса;
  • ISO 20252 в сфере предоставления маркетинговых услуг по исследованию общественного мнения и социальных проблем;
  • ISO 13485 для производителей медицинских изделий.

Основные этапы создания и внедрения СМК

Этап 0. Подготовка к созданию СМК

  • Принятие решения о внедрении СМК (определение целей внедрения СМК, необходимых ресурсов для разработки системы, оценка сроков внедрения системы в действие).
  • Создание организационной структуры СМК (руководящих и рабочих органов по разработке и внедрению СМК);
  • Диагностика текущего состояния системы менеджмента.

Этап 1. Разработка СМК

  • Разработка политики и целей в области качества.
  • Базовое обучение руководителей и разработчиков СМК.
  • Анализ фактического состояния системы менеджмента качества в организации (анализ организационной структуры и функций управления, анализ действующих процессов и документации и оценка их соответствия требованиям стандарта, разработка подробной программы создания, внедрения и сертификации СМК).
  • Разработка процессной модели СМК (идентификация процессов организации и их взаимодействия, определение целей и критериев оценки функционирования процессов, разработка мероприятий по совершенствованию существующей системы управления и качества предоставляемых продукции и услуг).
  • Разработка документации СМК.

Этап 2. Внедрение СМК

  • Обучение персонала работе в соответствии с разработанной документацией.
  • Проведение внутренних аудитов, выявление несоответствий.
  • Проведение корректирующих/предупреждающих действий по результатам внутренних аудитов.
  • Проведение процедур анализа данных и анализа со стороны высшего руководства.

Этап 3. Подготовка к сертификации и сертификация СМК